Самолет Grumman X-29A является одним из самых уникальных самолетов, когда-либо созданных в истории авиации. Его главной особенностью является уникальная форма крыла, которая известна как «крыло обратной стреловидности».
Grumman X-29 — американский самолёт-прототип с обратной стреловидностью крыла, разработан корпорацией Grumman Aerospace в 1984 году. Всего было построено два экземпляра.
Крыло обратной стреловидности является крылом, у которого передний край расположен ближе к концу крыла, чем задний край. Это противоположно традиционной конструкции крыла, где передний край расположен ближе к корпусу самолета. Такая форма крыла обеспечивает лучшую маневренность и стабильность при высоких скоростях.
Самолет Grumman X-29A был создан в 1984 году для тестирования технологий, связанных с крылом обратной стреловидности. Он был оснащен ДВС General Electric F404, который обеспечивал ему скорость до 1875 км/ч. Кроме того, самолет имел высокую маневренность, что позволяло ему выполнять крутые виражи и перелетать с одного угла атаки на другой без потери скорости.
Одним из основных достоинств крыла обратной стреловидности является то, что оно позволяет увеличить коэффициент подъемной силы и уменьшить лобовое сопротивление во время полета. Это делает самолет более эффективным во время полета на высоких скоростях. Кроме того, крыло обратной стреловидности обеспечивает более высокую устойчивость и предсказуемость во время маневров.
Самолёт расчётно предполагался статически неустойчивым и в полёте управлялся с помощью цифровой триплексной электродистанционной системы, обеспечивавшей минимальное балансировочное сопротивление на всех режимах полёта. «Триплексная» система подразумевала три аналоговых компьютера, каждый из которых мог самостоятельно пилотировать самолёт, а управляющие решения принимались методом голосования этих компьютеров, что позволило выявлять как ошибки самих программ, так и проблемы в конструкции. ПГО, флапероны и хвостовые закрылки отклонялись с помощью вышеуказанной системы по непрерывному закону управления в зависимости от скорости полёта и угла атаки. Отказ управляющей электроники означал потерю контроля над самолётом и абсолютную невозможность полёта в режиме планера.
Для расширения программы испытаний фирма Grumman к 1989 году построила второй экземпляр самолёта с плоским соплом двигателя и изменяемым по тангажу вектором тяги. Управление системой изменяемого вектора тяги была совмещено с общей системой управления полётом и поддержания устойчивости.
C 1984 до 1991 год две построенные машины выполнили, в общей сложности 242 полёта. Однако, программа X-29A расценивается в США как неудачная.
У крыла обратной стреловидности есть недостатки. Например, оно может привести к снижению устойчивости при низких скоростях и ухудшению управляемости во время посадки. Кроме того, крыло обратной стреловидности требует более тщательного проектирования и изготовления, чем традиционное крыло.
Технические характеристики по данным NASA:
• Экипаж: один пилот
• Полезная нагрузка: 1 810 кг.
• Длина: 14,7 м.
• Размах крыла: 8,29 м
• Высота: 4,26 м.
• Площадь крыла: 17,54 м²
• Вес пустого: 6 260 кг.
• Максимальный взлетный вес: 8 070 кг
• Двигатели: 1 турбовентиляторный Дженерал Электрик F404, тяга 7 250 кг.с.
• Максимальная достигнутая скорость: Maх 1,8 (2,203км/ч)
• Дальность: 560 км
• Практический потолок: 16 800 м.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.