NANO SAIL D – ПЕРВЫЙ СПУТНИК НА «СОЛНЕЧНОЙ» ТЯГЕ


Автор Вайда Алексей

Компактный спутник NanoSail D разработанный и запущенный национальным космическим агентством NASA, уже больше двух недель находится на орбите. Уникальность нового спутника заключается в том, что стандартные двигатели на нем заменены так называемым «солнечным парусом», который позволяет двигаться в пространстве исключительно за счет давления солнечного света.

Космический аппарат NanoSail D находящий в составе более крупного спутника-носителя FASTSAT был запущен еще 19 ноября прошлого года. Согласно первоначальной программе он должен был отстыковаться от своего носителя и начать самостоятельный полет в начале декабря. Но из-за непредвиденных сбоев в работе стыковочного узла, спутник NanoSail D в течении, почти всего следующего месяца, никак не мог отделиться от своего носителя FASTSAT. И только 17 января, когда проект уже считался проваленным, Центр космических полетов имени Маршалла получил подтверждение успешной расстыковки двух спутников. А через трое суток в автоматическом режиме аппарат NanoSail D, каким-то образом сумевший все-таки отделиться (причем без участия людей), раскрыл свой солнечный парус и начал выполнение поставленной перед ним миссии.
Главными задачами новой разработки NASA станет изучение самого принципа работы солнечного паруса в реальных условиях. Экспериментальный спутник поможет определить потенциал солнечного излучения (т.е. потоков фотонов) и оценить перспективность таких космических аппаратов. Предполагается что спутники подобные NanoSail D смогут стать идеальными помощниками в очистке околоземной орбиты от многочисленного космического мусора, имеющего искусственное происхождение. Солнечный парус можно будет использовать наподобие аэродинамического тормоза. Общая схема работы достаточна просто. Сначала, спутник будет сближаться с объектом. Затем, состыковавшись с ним, он начнет замедлять скорость объекта. После чего, потеряв скорость, объект будет притягиваться и сгорать в атмосфере, а спутник займется поиском новых целей.

Что касается солнечного паруса, то он (в случае успешных испытаний) предоставит массу преимуществ. Во-первых, космические аппараты оснащенные «звездными» парусами получают практически безграничный источник энергии и могут перемещаться на любые расстояния. Во-вторых, они позволяют работать столько времени, сколько будет работать сам спутник. И, в-третьих, благодаря солнечному парусу отпадает необходимость в топливе как таковом, что уменьшает массу спутника, и соответственно удешевляет и его выведение на орбиту. Но всеми этими возможностями можно будет воспользоваться лишь в ближайшем будущем. А, пока, первый в своем роде опытный образец на «солнечной» тяге должен будет пробыть на орбите 70-120 дней, после чего NanoSail D войдет в верхние слои атмосферы и полностью сгорит.

Стоит отметить, что первым космическим «кораблем», оснащенным солнечным парусом, не так давно стал японский зонд IKAROS, запущенный прошлым летом (21 мая) вместе с исследовательским зондом «Akatsuki». Оба аппарата были одновременно отправлены к Венере, но из-за неодинаковой скорости они должны были подойти к планете в разное время. Сегодня уже известно, что зонд Akatsuki в результате коротко сбоя в работе топливной системы, не сумев выйти на нужную орбиту «промахнулся», и пролетел мимо Венеры, а IKAROS, успешно раскрыв парус, только приближается к планете. Если сравнивать IKAROS и американский NanoSail D, то они значительно отличаются своими размерами (площадь солнечного паруса соответственно 200 кв. м и 10 кв. м) и, конечно, своим местонахождением. Именно последнее обстоятельство позволило IKAROS войти в историю как первый межпланетный космический аппарат с солнечным парусом, а NanoSail D стать первым спутником с солнечным парусом.

Реклама
Автор: Teymur Kasamanli Рубрика: SPACE NEWS